1. Наталия Девова, Константин Тарасов, Ехpie Ai. Экслибриум. Сказочке конец. 3 выпуска. 10/10.
читать дальшеНевероятно восхищаюсь рисунком Константина Тарасова, но если говорить об этом более подробно и предметно, то хочется поделиться впечатлением от сюжетной арки Экслибриум "Сказочке конец", так как именно в ней раскрывается многогранность личностей создателей и их талант-в-мелочах, и причин тому множество.
Прежде всего, надо отметить, что арка посвящена второстепенным персонажам линейки, и изначально перед авторами стояла весьма сложная задача: изобразить героев заднего плана такими, что за ними интересно наблюдать читателю, привыкшему видеть их где-то на задворках истории. На мой взгляд, и сценарист, и художник с этой задачей справились. Как результат - перед нами уже знакомые лица, раскрытые под новым углом, и это в равной степени относится как к основным действующим персонажам арки: Рите, Жене, Лизе и Никите, - так и к эпизодическим здесь Январю и Ядвиге. Даже элементы гардероба подчеркивают личность героев, показывая их максимально разными и живыми, не говоря уже об их репликах.
Крайне интересно наблюдать за взаимодействием студентов Библиотеки - и снова да здравствуют мелочи (молчаливое наблюдение Твириновых за происходящим в салоне красоты, стаканчики с кофе, подписанные "Женечка" и "Вторая"), - но особенно привлекает контраст между Женей и Ритой, их совершенно полярная дружба, позволяющая в рамках одного лишь выпуска максимально ярко преподнести характерные черты каждой.
Немаловажным я считаю и то, что после нескольких почти непрерывных путешествий по книгам действие вновь возвращается в реальный мир, переносит читателя в больничное крыло Библиотеки, где Рита и Женя соглашаются взять на себя практическое задание заболевшей команды главных героев, а затем в совершенно обычный торговый центр, где происходит погоня за сбежавшим из книги здоровяком, и тон повествованию задается позитивный, полушутливый, дерзкий...
Кто бы мог представить, что после этого девушек закинет в мир Иванушки-дурачка, где лес горит, а взбесившаяся печь на курьих ножках - вернее, громадный человечьих ручках, - сметает все на своем пути, управляемая спятившим Иваном. И все же их туда занесло. В этот момент манера подачи сюжета неуловимо меняется, что неминуемо сказывается на цветовой палитре - да и сам рисунок как будто становится резче, хотя я так и не понял, откуда у меня это впечатление, тем более, что оно не исчезло при возвращении в реальный мир, куда героев вынесло вместе с решившей сбежать печкой.
Собственно, сумасшедший персонаж - не самая страшная из угроз. В книге скрывались и Никита с Лизой, ожидавшие увидеть совсем другую команду книгочеев, а теперь намеренные убрать лишних свидетелей при помощи бушующего Ивана. Надо отдать должное: все, что касается крипоты, в Экслибриум отрисовано максимально пугающе. Из общего сказочного стиля это не очень выбивается, но за милым комиксом наблюдать становится и правда жутко. И Иванушка-на-печи - лишнее тому подтверждение: все эти волдыри, пузырящиеся бесформенные куски плоти, диффузия состояний и цветов, бесконечные светящиеся безумием глаза, наложенные друг на друга пасти... Ух, сильно!
И шикарно изображены эмоции героев по отношению к этому монстру: чем примечательна работа Константина Тарасова, - так это просто магическим эмоциональным воздействием через рисунок, умением в несколько линий уместить целое настроение. Благодаря силе этого воздействия я весь месяц места себе не находил, ожидая развязки сюжета и раскрытия интриги - выживет ли кто-то?
А после выхода завершающего выпуска я до сих пор не могу найти себе место и с трудом сдерживаюсь от капса и особо громких восклицаний. Юбилейный сороковой номер Экслибриум стал для меня Аленушкиным камнем, утянувшим на самое дно бездны впечатлений: казалось бы, нельзя за четыре десятка отрисованных страниц испытать такую гамму чувств. Ан нет, еще как можно! За два предыдущих выпуска я успел полюбить Риту с Женей и подосадовать на Никиту с Лизой за их жестокий план, но теперь все отошло на задний план, оставляя только сиюминутные всплески самого разного спектра. Это и удивление, что задело Никиту, смешанное с радостью, что Женя цела. И надежда на объединение команд в борьбе с общим врагом. И злость на бездействие Никиты, хотя с такими ранами его понять можно. И сожаление бессилию Жени, когда так хочется спасти всех. И принятие молчаливой ярости Лизы, когда она наносила удар за ударом в глухом невысказанном отчаянии. И радость, что все закончилось. А затем просто шок, горечь и злость, нежелание прощать Лизе то, что она совершила. Невозможность простить художнику этот триптих под названием "Мы (не) выжили!" - это было слишком больно, слишком ярко, слишком невероятно по глубине для тех, кого привыкли видеть даже реже, чем на вторых ролях. Слишком (по-плохому) хорошо.
Отдельная признательность за мелодию звонка Лизы, которая не остановилась у меня в голове, когда девушка уже взяла трубку. Летов пел между строк, за кадром, в каждом фрейме: особенно хорошо на срыв Жени легла строчка "Закипела ртуть, замахнулся кулак".
Подводя итог: арка получилась неожиданной, живой, прочувствованной и болезненной. Я не хочу сказать "Почаще бы так", нет. Такое просто необходимо подавать порционно, и я уже понял, что BUBBLE это умеет. Нынешнего впечатления мне хватает до сих пор, и я вижу в этом как сценарную заслугу, так и мастерский эмоциональный и достоверный рисунок, в котором раскрывается даже больше, чем в словах.
И если кто-то еще не знаком с этим прекрасным комиксом - хватит читать
спойлеры, бегом за оригиналом!
2. Александр Преображенский, Охота на привидений. 7/10.
читать дальшеНемного ностальгии. "Охота на привидений" Александра Преображенского - одна из любимых книг моего детства. Конечно, сейчас она уже не кажется такой впечатляющей, во многом весьма предсказуема, но все равно оставляет приятные и тёплые впечатления.
Повесть опубликована в серии детских и подростковых детективов, и в ней есть все, чем отличаются подобные истории: повествование от первого лица, невероятно умный для своих лет и наблюдательный главный герой (на самом деле вполне обычный), юная особа, которую необходимо впечатлить, жуткое преступление, множество мистических элементов, путающих карты, твёрдые подозрения и неожиданные повороты.
Начинается история с того, что Сашка, главный герой и великий юный детектив, со своей подругой и её дядей отправляется к ней в деревню на поиски пропавшего породистого котёнка. Заснеженный конец осени в сельской глуши, где и домов-то всего несколько, не предвещает ничего интересного, но Саша всерьёз намерен помочь Светке, джентльмен ведь!
Никто и подумать не мог, что заблудившийся питомец окажется меньшей из проблем, ведь деревенька с говорящим названием Ворожеево является весьма лакомым кусочком для нечистой силы: деда-старожила преследует тощий злобный бес, давно почивший помещик Куделин по ночам покидает свой склеп, разрушенная церковь светится изнутри, а по заколоченным избам шатаются привидения-домушники.
Нашему герою предстоит выяснить, как связаны между собой все загадки этого места, а найдя ответы - принять участие в самой настоящей погоне и перестрелке.
Лично мне очень понравилось объяснение мистики, хитрые ходы сюжета, когда все оказывается совсем не таким, как представлялось в начале, а также сам стиль повествования. Автору удалось показать всех героев очень живо и правдоподобно, уделив внимание мелочам в образах, и для детской литературы, на мой взгляд, это довольно показательно: сейчас неплохо бы проходить подобные вещи в школе.
3. BUBBLE (слишком много авторов), Охота на ведьм. 6 выпусков. 9/10.
читать дальшеМне очень нравятся постоянные намёки BUBBLE на то, что действие основных линеек происходит в одной вселенной, и обойти вниманием глобальные события я просто не могу. Но на этот раз, встав у руля столь необычного проекта, Роман Котков сделал нечто, на мой взгляд, великолепное в своей... Как бы сказать? Повседневности? В этом глобальном событии, охватывающем четыре основные серии, герои не объединяются против общего врага, никакие древние боги не угрожают всему миру: можно сказать, все идёт своим чередом для каждого отдельного сюжета, но вместе с тем сценаристы и художники провели глобальную работу, чтобы сшить воедино всю разностороннюю историю, превратив её в теневое событие, которое затрагивает всех, но не требует дополнительной мешанины из персонажей в рамках одной линии, как это было во Времени Ворона. Но обо всем по порядку, так как нельзя опустить ни один из составляющих элементов.
Пролог сюжета получился действительно интригующим: все события в нем сфокусированы на Августе ван дер Хольте, его прежних промашках и нынешних планах. Ничего нового - оружейник идёт по головам, но как идёт! Прежде всего, важно отметить, что здесь Август показан как свободо- и властолюбивый человек, которым стремятся управлять извне, но который не терпит контроль над собой и продолжает преследовать собственные цели и использовать собственные средства в борьбе с так называемой общей угрозой. И как человек, страдающий от собственного недуга, что отчасти делает его равным тем, на кого он ведёт охоту. Он не контролирует свои способности, причиняющие ему боль, но жаждет контролировать мир, погрузив его в войну и навязав свои правила. Используя МакАлистера в его монструозном обличии, он совершает теракт в Лиссабоне и становится героем дня после этой кровавой постановки, удивившей даже мистера Трэнка, приставленного наблюдать за деятельностью Хольта от имени Демиургов.
Важным эмоциональным моментом стартового выпуска можно назвать саму завязку с подземкой, а также противоречивые сводки новостей из разных стран. Они действительно держат в напряжении и заставляют внимательнее следить за каждым фреймом, словно в любой момент может произойти что угодно. Подсознательно ожидаешь бойни, погонь, смертей, страхов. Обстановка становится все более наэлектризованной - но пролог заканчивается довольно спокойно, на относительно мирной сцене, где Мико поглощает энергию брата, позволяя ему справиться с напряжением. И в этот момент лично мне стало ещё более тревожно: Мико ведь тоже подверглась воздействию перьев Кутха. Что же сделает Хольт, одержимый идеей власти и поимки всех одарённых, с собственной сестрой?
От этого вопроса отвлекает происходящее в комиксе Союзники. Ника и компания укрылись в крепости Асулбург - и вот уже Август решил направиться туда для реорганизации своей ведьмовской базы. Его отряды уже на подходе, в то время как команда Союзников разбита на две группы, одна из которых находится в открытом море на борту субмарины. Джонни, Джесс, Садап и Артур перехватили сигнал наёмников, но сами не в состоянии незаметно передать сигнал тем, кто остался в крепости. И тут начинается самое интересное, жестокое и прекрасное в этом выпуске: действия Джоша. Его новообретенный дар эмпатии и телепатии позволяет и узнать о приближении врага, и связаться с Наутилусом, договорившись о точке воссоединения. Однако этот диалог услышали и наёмники Хольта, что явно затруднило бы продвижение героев по базе, если бы Джош не уловил и не усилил общие страхи. Сцена, последовавшая за этим, до сих пор стоит у меня перед глазами как одна из самых ярких в событиях всего сюжета. Мастерски создатели изобразили самые жестокие страхи каждого из основных действующих лиц, за исключением Артура (или я чего-то не понял). Это было сильно и это слишком хорошо, чтобы спойлерить. Так или иначе, уже и 16 выпуск в продаже, так что можно без особых мучений совести сказать, что союзникам удалось сбежать из Асулбурга вовремя. Вместо них Август ван дер Хольт нашёл в крепости нечто более примечательное: закованных в лёд технобогов, уже знакомых читателям линейки Красная Фурия.
Примерно в то же время ударный отряд наёмников отправился в Москву, сочтя Бесобоя и его команду потенциально "оперенными", но даже не подозревая о том, с чем реально придётся столкнуться. Этот выпуск знакомит нас с персонажами, слишком выделяющимися для эпизодических, и я надеюсь, что Кейлер и старика мы ещё увидим в продолжении линеек: мощная суровая девушка и бывалый снайпер, знакомый с магическими приёмами, производят яркое впечатление и западают в память. Столкновение "охотников" с Данилой, Яной и Пашей представляет собой яркую экшн-сцену, менее эмоциональную, чем в Союзниках, но более динамичную и с парой неожиданных поворотов. К концу выпуска важных вопросов все больше: какими будут для Бесобоя последствия этой кровавой бойни? Повторит ли Хольт попытку? Увидим ли мы ещё хоть раз некоторых персонажей? Да и вообще, как скажется на сюжете война не только с демонами, но и с людьми? Прекрасно, когда завершенный выпуск заставляет задуматься о грядущих событиях, размышлять о возможных вариантах и строить догадки. Возникает некий азарт к чтению последующих номеров.
Не обошла охота и Петербург, однако здесь она показана очень по-Громовски: никаких тебе навороченных доспехов, наёмники выглядят совершенно обычными, даже безликими, не щеголяют крутым оружием (а электропули, к слову, выдают только избранным или как?). Впрочем, кто вообще сказал, что здесь действовали профессиональные наёмники, а не охотники за головами, подключившиеся к охватившей мир шумихе? В конце концов, на возможных магов указывали самые обычные люди. На деле не так уж важно, кто вёл охоту. Важно то, что "оперенный" искал помощи у Ули, которая отнюдь не так проста, как хочет казаться, и почти наверняка обладает даром, не факт, что совсем уж сверхъестественным, о котором читателю и Тунгусу еще рано знать. И сдаётся мне, частично или полностью дар этот бегает по Питерским крышам. Нет, все, конечно, более запутано, я уверен, но уж очень мне нравится команда Уля и детишки. В конечном итоге выпуск вышел весьма загадочным, болезненным и удивительным: как связаны организации из разных линеек, какие тайны скрывает Уля и откуда у неё столь гипнотические умения мудрой шаманки и психолога? Вот уж о ком я жду не дождусь Легенд! И что там за замута с ключом? Интриги, кругом интриги!
Однако настоящего апогея накал страстей достигает в Мироходцах - и это само по себе достаточно необычно: казалось бы, как вообще связать происходящее на земле и в других мирах, особенно после того, как Андрей, некогда сражавшийся с Кутхом, серьезно пострадал в схватке с Марсом? Как оказалось, возможно все - и максимально эффектно. Хотя кого я обманываю? Мое первое предположение полностью оправдалось: Хольту нужен был Магистр, который и устроил все это представление с возвращением древнего бога, и я был счастлив узнать, что именно в этом харизматичном, ярком и действительно умном злодее Август нашел своего главного козла отпущения. Не ответить на вызов Магистр, конечно же, не мог, поэтому читатели вновь стали свидетелями бойни, но на этот раз не напряженной, а удалой, полной перебрасывания шуточками и репликами. Волк и Булат уложили Инквизицию на лопатки в два счета, не особо при этом напрягаясь, так что даже сопереживать некогда было. Если честно признаться, то и мысли были заняты другим: "оперенного", ставшего свидетелем потасовки, то есть Сфинкса из Майора Грома, насколько я помню, посадили, и хотелось бы знать, что произошло "между". С его даром сбежать, конечно, ничего не стоит, но появление этого персонажа в Мироходцах меня искренне удивило (впрочем, все ожидали увидеть в Охоте на ведьм злодея из Майора Грома - вот, увидели, пожалуйста, все честно). Важен и еще один момент: по завершении потасовки Сфинкса отправили в некое место, где содержатся другие подобные ему. Где это место? Как давно Магистр собирает одаренных? Как выжил Олег? (Простите, не из той сказки, но почему бы и нет, если где-то содержатся кутханутые, а пять пуль - это пять пуль). В любом случае, это досужие домыслы, а вот выпуск хорош. Даже не верится, что следом за ним сразу идет эпилог события.
И прежде, чем я начну детально рассказывать о своих впечатлениях от последнего выпуска, отмечу, что глава наемников из Грома - действительно наемник по имени Чейз, и я все еще не понимаю, почему тогда в Яну стреляли парализаторами люди в боевых скафандрах, а в Тунгуса - боевыми патронами.
Итак, эпилог. Противостояние хаоса в лице Хольта и продуманности в лице Магистра. Спокойствие и легкость, с которой последний раскидал технобогов, как котят, восхитительна. Нет, это не понты и не показная крутость могущественного колдуна. Это, как мне кажется, прекрасная аллегория того, насколько Август не понимает, с какими силами связался. Хольт рядом с Магистром выглядит совсем мальчишкой, взбешенным своей ролью в играх взрослых, ведь по сути он даже не сам влез в эту песочницу. Но для чего на самом деле Демиургам нужна была эта охота на ведьм? Ведь у мистера Трэнка все время была Мико под носом - и ее никто не тронул, не обвинил в колдовстве и не попытался устранить. Возможно - чтобы использовать, но девушка здесь сама неплохо проявляет характер и показывает себя сильной личностью, которая, подобно брату, не любит манипуляций. Но даже несмотря на затворничество, новообретенные силы и мерзкое подростковое бунтарство, маску которого сняла с нее Ника, Мико сумела сохранить во всех отношениях человеческий облик. Очень радует то, какой серьезной и взрослой она стала. BUBBLE уже можно давать награды за сильных и ни для кого не оскорбительных женских персонажей, особенно после того, что было на ранних этапах: уже по одним этим образам можно сделать вывод о том, насколько выросла студия и ее сценаристы в плане подачи вкусных сюжетов и привлекательных героев. Очень понравилось возвращение к реплике, прозвучавшей в прологе: "Главное - правильно выбрать сторону". Да если честно, все в эпилоге понравилось, он очень грамотно сворачивает небольшой сюжет, давая мощную затравку на будущее.
Подводя итог, хочется отметить, что многие от сюжета с таким громким названием ждали чего-то более масштабного, глобального, вызывающего, и я, взвесив все за и против, рад, что результат совершенно не соответствовал сценарным ожиданиям. Работа получилась динамичной, но не перегруженной на фоне предшествовавших ей довольно размеренных историй. Она дала пищу для размышлений и почву для дальнейшего развития сюжетов, стала глотком свежего воздуха, не перетягивая при этом все одеяло на себя. Охота на ведьм вышла очень гармоничной, хоть и иносказательной: это не столько костры инквизиции, сколько погоня за химерой с уничтожением инакомыслящих - до тех пор, пока не отвернулся даже самый дорогой человек. Для меня это живое событие, выходящее за рамки обычного течения сюжетов, но вместе с тем отчасти рядовое, а оттого как будто более реалистичное: солдаты бьются, кто-то погибает, а жизнь идет свои чередом. И все же хочется продолжения, ответов на вопросы, и терпения, чтобы дождаться заветных выпусков.
К слову, арка вышла невероятной еще и в визуальном плане, начиная от неимоверно красивых обложек и заканчивая каждым фреймом комикса. Каждая страница - плюс стопятьсот к эстетическому наслаждению.
Что ж, Охота на ведьм завершена. Да здравствует Охота на ведьм!
4. Ренсом Риггз, Сказки о странных. 7/10
читать дальшеНа самом деле, сборник Сказок о Странных я прочитал почти год назад и наверняка ещё перечитаю. Я готов дать ему довольно высокую оценку и рекомендовать очередную работу Ренсома Риггза к прочтению, хотя лично мне, как поклоннику трилогии о Доме мисс Сапсан, не слишком понравилось расположение историй. Их всего десять, так что на каждой я смогу остановиться более-менее подробно.
Сказка "Великолепные каннибалы" повествует о Странных, способных к регенерации утраченных конечностей и согласившихся кормить каннибалов за немыслимые богатства. Так со временем народец трудяг стал самовосполняющимся запасом еды, позарившимся на блеск монет, но в итоге потерявшим нечто более важное. Эта история действительно странная, но поучительная и не причудливее многих других современных сказок.
"Принцесса с раздвоенным языком" - это практически классическая сказка о красоте и уродстве, и все же она не банальна и невероятно красочно описывает отношения между людьми, предрассудки и важность того, что в первую очередь надо быть собой.
"Первая имбрина" - то, без чего этому сборнику нельзя было обойтись, раз уж в мире Странных имбрины являются ключевыми фигурами. И здесь важно одно: первая имбрина не была женщиной, способной обращаться в птицу. Она была птицей. А остальное тесно переплетается с историей знакомого по трилогии мира и дополняет его.
"Женщина, дружившая с привидениями" отличается ещё большим упором на то, что вовсе не обязательно быть Странным, чтобы понимать их. Героиня этой сказки видела духов и могла договариваться с ними, и вот её друг по переписке узнал о её даре и не оттолкнул, так что в итоге все жили долго и счастливо.
"Кокоболо" - запомнившаяся мне чуть меньше история о людях-островах, практически все с той же моралью "будь собой".
"Голуби и собор святого Павла" - ещё более странное и отчасти совсем детское произведение, опять же расширяющее границы понимания мира трилогии, но резко отличающееся от предыдущих сказок своей чрезмерной детскостью. Это не плохо, но после каннибалов и наёмников это уже не так впечатляет. Хотя за то, что птицы устроили великий лондонский пожар - плюсик!
"Девочка, которая укрощала кошмарные сны" - пожалуй, моя любимая сказка в этом сборнике. Здесь есть все: и доброта, и стремление к мечте, и действие, и самоконтроль. Сказка интересная, более современная, чем предшественники, и очень светлая.
"Саранча" - совсем обычная история о Странном, отвергнутом и вновь принятым собственными родителями.
"Мальчик, который умел сдерживать море" - практически классика, где узнавшие о даре начинают эксплуатировать одаренного, а затем все получают по заслугам.
Наконец, "Легенда о Кутберте", с которой мы уже отчасти знакомы по трилогии. И её размещение в конце сборника после стольких оригинальных работ несколько разочаровывает.
На самом деле, сборник действительно заслуживает внимания, он понравится детям и тем взрослым, которые все ещё любят сказки. Однако истории в нем можно или даже нужно читать не по порядку, чтобы настрой не пошёл на спад.
5. Нил Гейман, Хрупкие вещи. 6/10.
читать дальшеУ меня все ещё сложные отношения со сборниками рассказов и отзывами на них, но "Хрупкие вещи" нельзя обойти вниманием - не из-за содержания даже, а из-за общей идеи самого собрания таких хрупких и таких мощных слов. Само существование подобной книги заставляет задуматься о важности идей, моментов, слов и даже сиюминутных желаний, и это воодушевляет.
Что же касается рассказов, мне они в целом понравились меньше, чем собранные под обложкой "Осторожно, триггеры!" того же Нила Геймана. И все же есть среди них те, за которые сборник можно искренне полюбить, и среди них - "Этюд в изумрудных тонах".
Ох уж эти фанфики! - скажете вы, но сочетание миров Конан Дойла и Лавкрафта - это действительно странный и цепляющий коктейль, не лишённый доли безумия.
Следуюшим в сборнике стал стих "Феерический рил", и он мне даже в целом понравился, несмотря на то, что поэзию Геймана я все ещё считаю слишком странной и запредельной для моего обывательского понимания.
"Октябрь в председательстком кресле" напомнил о сказках месяцев, но в усеченной форме, и почти не запомнился, честно говоря.
"Тайный покой", переведённый как белый стих, очень порадовал меня своей атмосферой, но больше мне о нем сказать нечего.
В рассказе "Запретные невесты безликих рабов в потайном доме ночи пугающей страсти" мне больше приглянулось примечание: "Иной раз показываешь рассказы не тем людям, всем мил не будешь, а всякому не будешь мил целиком" (с). Да и вообще в целом это прекрасный рассказ о вдохновении, творчестве и о том, что у каждого творца внутри есть свой Ворон, готовый вовремя появиться и напомнить об истинных целях созидания.
"Песчинки воспоминаний" - довольно необычный рассказ, просто фрагмент жизни, надуманно-мистический, не имеющий объяснения и даже финала. Мне пришлось по душе.
История "После закрытия", несмотря на всю свою красоту и выверенность, особого впечатления не произвела, равно как и стих "Стану лесовиком".
"Горькие зерна" я могу описать как Нил-Геймановский рассказ, и на этом все.
Из действительно полюбившихся мне работ - "Другие люди". Просто сильный короткий рассказ.
"Сувениры и сокровища" тоже произвели на меня яркое впечатление своей нуарностью, грязью и лёгким налётом порочной чувственности. А вот "Симпатичные ребята в фаворе" снова прошёл мимо, особенно на фоне увлекательного сюжета "Факты по делу об исчезновении мисс Финч", который проще посоветовать, чем описать.
Короткий цикл "Странные девочки" сам по себе не цепляет, так что стоит читать его одновременно с прослушиванием одноимённого альбома Тори Амос.
"Арлекинка" и "Золотой ключ" при первом прочтении показались очень хорошими, но сейчас я осознаю, что почти не запомнил их. Наверное, стоит перечитать.
Однако "Проблема Сьюзен" мне запомнилась хорошо: непросто забыть интерпретацию финала Хроник Нарнии.
"Инструкции", "Как ты думаешь, что я чувствую?" и "Жизнь моя" снова оказались проходными, не вызвав особых эмоций, но следующий за ними цикл "Пятнадцать раскрашенных карт из колоды вампира", посвящённый трактовке значений карт Таро, порадовал своей иронией, тонкостью и изящностью.
А затем - снова череда незапомнившегося или непонятого: "Кто-то кормит, кто-то ест", "Недуготворческий криз", "В конце", "Голиаф", "Страницы из дневника", "Как общаться с девушками на вечеринках", "День, когда приземлились тарелки", "Измышления Аладдина". Среди них "Жар-птица" и "Король горной долины" - как глоток свежего воздуха, с ярко выраженным сюжетом, действием, моралью и яркими образами.
Пожалуй, рекомендовать всем я не рискну, хотя отдельные рассказы стоят внимания. Однако лучше невзлюбить книгу за что-то, чем просто забыть. Ну и конечно же: сколько же можно лишний раз подчёркивать полученные награды? В примечаниях переводчиков или редакторов это было бы ещё ничего, но авторское бахвальство иногда (все чаще) подбешивает.
6. Папа сожрал меня, мать извела меня (II). Сборник. 6/10.
читать дальшеИ снова на повестке дня сборник сказок - на этот раз от разнообразных авторов со всех уголков света. Более того, этот сборник я сумел мысленно поделить на две части, имеющие чёткие границы "понравилось" и "не понравилось", так как некоторые истории я читал с восторженным трепетом, а некоторые - со скрываемым отвращением.
Ко второй категории относится "Ведро тёплых слюней" Майкла Мартоуна - пожалуй, уже из названия понятно, почему. Работа основана на сказке о Джеке, победителе великанов, и является оригинальной и яркой интерпретацией знакомой с детства истории. Однако простецкий слог, постоянные повторения и прочие атрибуты крестьянской речи, которыми переполнено повествование, меня оттолкнули. Слишком все грязно и приземленно вышло, хотя в этом должен быть определённый шарм: так и представляется ополоумевший старый маразматик, рассказывающий эту сказку в какой-нибудь замызганной харчевне. Но визуализация для меня не сделала текст более приятным.
Однако следующий рассказ, "Кошачья шкурка" Келли Линк, погрузил меня в свою атмосферу полностью, и путешествие в историю пришлось мне по душе. В чем-то эта сказка жестока, в чем-то прелестна и поучительна, отчасти не обходится и без грязи, но не кичится этим, и я получил истинное удовольствие от прочтения, от мистики происходящего и не менее волнующего завершения. Этот рассказ я смело советую всем, кто ещё с ним не знаком.
Но максимально меня воодушевила сказка "Тиг О'Кейн и труп", переосмысленная Крисом Эдриэном. Это потрясающая история с очень поверхностной моралью, но написанная так сочно и живо, что вся её открытость все равно увлекает и призывает искать второе дно. На мой взгляд, это лучший из рассказов сборника, который может полюбиться даже тем, кто не считает себя большим поклонником магического реализма.
В эстетическом восторге я пребывал и все время прочтения "Лодочных прогулок по заливу Литуя" Джима Шепарда. Здесь я не буду говорить о сюжете, морялях, посылах и героях. Это просто приятно читать, со всеми описаниями, очень тщательным подбором слов, позволяющим прочувствовать красоту и силу стихии, трепет перед ней, эмоции тех, кто воочию видел её.
А вот "Плоть Бездуши" Кэтрин Дэйвис покоряет содержанием, многослойностью и чарующей игрой с временными рамками: за небольшое количество страниц проходит целая жизнь. Это история человека и человечества, магии и времени, связи и ограничений, она живая, текучая и эластичная, похожая на часы с работы Дали, и в этом её притягательность.
Следующие две сказки стали для меня странным открытием. "Девица, волк, карга" Келли Уэллз мне совсем не понравилась, показалась топорной, проходной и ни о чем. В ней были интересные повороты и обманчиво-плоские образы, но в совокупности все плюсы сработали, как мешанина.
А вот рассказ "Мой братик Гэри снял кино - и вот, что из этого вышло" Сабрины Оры Марк сработал ровно наоборот. Он действительно бездонный, сумбурный и стильный в том смысле, что обычно меня отталкивает. Однако в этот раз что-то пошло не так, и мне пришлась по душе идея необъяснимой многогранности. Наверное, я даже увидел то, чего автор мог и не закладывать, начиная от отчужденности с родными и доходя до проблем самоидентификации, подчинения общим правилам и так далее.
Но идеальный баланс красоты формы, содержания и оригинальности я нашёл во "Владычице красок" Эйми Бендер. Если "Тиг О'Кейн" - лучший рассказ сборника, то "Владычица" - лучшая интерпретация сказки из всех, которые мне пока что доводилось видеть.
"Белая кошка" Марджори Сандор совсем не похожа на сказку, это скорее рассуждение об обязательных сказочных условностях, о необходимости выбора и жертвы. И в этом есть своя прелесть, притягательность и доля магии, конечно же.
Что же касается истории "Синебрадый возлюбленный" Джойс Кэрол Оутс, то здесь мои внутренние установки сделали все, чтобы я стремился поскорее дочитать и забыть. Мне совсем не импонирует образ женщины-корыстной-соблазнительницы, подчеркивающей свою обособленность от других полным повиновением мужчине, тем более что образ этого самого мужчины здесь настолько второстепенен, что невозможно с полной уверенностью сказать, что произошло бы, ослушайся героиня. В примечаниях автора сказано, что девушка сломала систему, подчинившись словам мужа и тем самым лишив его возможности убить ее за непослушание и найти новую молоденькую невесту. Мне мало такого объяснения, потому что человек, уже не раз убивавший, мог бы найти другой повод избавиться от супруги (если уж ему и правда так нужны были новые девушки).
В противовес, "Синяя Борода в Ирландии" Джона Апдайка вышел великолепным переосмыслением. Здесь сказочный злодей - не злодей вовсе, а уже довольно зрелый мужчина, уставший от обыденности, от капризов жены, которая на двадцать лет моложе, порой желающий положить конец этим постоянным спорам и вспоминающий своих прежних супруг с горечью и любовью. Апдайк обновил образ, сделал его многогранным и достоверным: мысли придушить благоверных посещают время от времени любого, но это только мысли, а герой повествования сменил несколько штампов в паспорте исключительно по воле обстоятельств. Этот рассказ лишен сказочности, он довольно бытовой, однако это и есть его тайная сила, заставляющая многое переосмыслить.
"Поцелуй, пробуждающий спящих" Рабиха Аламеддина запомнился мне тем, что поначалу захватил меня, но чем ближе к концу, тем больше он вызывал какое-то неясное отвращение. Понять аллюзию на пробуждение женственности не составило труда, но меня уже не в первый раз отталкивает тема совокупления в истории, которая как будто только ради этого и написана. Да, многие сказки братьев Гримм не обходились без сексуального подтекста, но, черт возьми, без подробностей и без описания запахов, вкусов, лобковых волос и так далее.
"Предметное исследование процедур приемной скорой помощи и управления рисками силами сотрудников городского медицинского учреждения" Стейси Рихтер и "Оранжевый" Нила Геймана, пожалуй, являются самыми экспериментальными работами этого сборника по части формы и подачи. "Предметное исследование" - очерки больничной жизни в момент попадания к санитарам Золушки, промышляющей варкой метамфетамина. "Оранжевый" - забавная инопланетная Одиссея. Оба рассказа интересны в своей оригинальности, но сюжетно и в языковом плане мне все же не особо понравились.
"Тёмная ночь Психеи" Франчески Лии Блок показалась мне слишком настоящей и поистине чувственной, потому что даже постельные сцены в ней были не то чтобы ненавязчивыми, но не перетягивающими одеяло на себя, скорее дополняющими образы, сложенные из современной повседневности. Рассказ понравился, но оставил впечатление грустной недосказанности, в отличие от следующей работы.
"Рассказ о комаре" Лили Хоанг - это прекрасная мудрая притча о любви, самопожертвовании, алчности и справедливости. О том, что человек, ослепленный жаждой большего, не замечает самого главного, и о том, что есть настолько дорогие вещи, что их не купить никакими богатствами.
Самой лёгкой и незамысловатой сказкой я считаю "День первого снега". Наоко Ава чудесно изобразила историю девочки, унесенной призраками, и вернувшейся, сумев побороть колдовство.
В рассказе "Я, Андзюхимэко" Хироми Ито мы также сталкиваемся с традиционными мотивами японского фольклора, однако этот рассказ - набор повторяющихся фраз и реплик, перекличка грязи и пошлости, мерзости и непонимания. Героиня жалеет себя и словно бы снова и снова идёт на поводу у тех, кто над ней издевается, ей не успеваешь сопереживать, так как события сменяют одно другое, а характер девушки от этого не меняется. На протяжении всего рассказа не покидало ощущение, что он написан под веществами.
"Койот везёт нас домой" Майкла Мехиа отличается ещё большей сумбурностью, хотя я бы списал это на то, что с мексиканским фольклором я не знаком совершенно. И все же слишком уж на любителя и не без грязи.
Однако "С тех пор и до скончания их дней" Ким Аддоницио снова вернул меня в мир на грани сказки. История семи современных гномов в постоянном ожидании своей Белоснежки, о которой ничего толком не известно: только то, что, согласно Книге, она явится и изменит их жизнь коренным образом. Годы идут, а её все нет, кто-то перестаёт верить, кто-то из последних сил цепляется за веру, которая сплотила однажды карликов-изгоев и которая же их разобщила, когда стало ясно, что обрывки фраз, написанных на бумаге, могут и не предсказывать ничего, что Та Самая Девушка может оказаться всего лишь мифом, а вера в сказку порой неотличима от религии.
Завершающая история, "Белая вышивка" Кейт Бернхаймер, на мой взгляд, очень правильно ставит точку, подводя итог всему сборнику. Идея сказки во сне, сказки в коме, сказки на грани отнюдь не нова, и в рамках магического реализма она как никогда уместна. Финальный рассказ трогает, переплетает реальный и вымышленный миры, но вместе с тем проводит между ними границу, нечеткую, но все же осязаемую.
В целом под одной обложкой уживаются различные культуры, эпохи, взгляды, образы. Уже это можно считать настоящей магией, не говоря уже о том, сколько всего нового и подчас неожиданного может привнести современное видение произведений, переживших наших далёких предков. Не бойтесь пугаться, удивляться, испытывать восторг или отвращение, не бойтесь быть собой и переворачивать страницы. Но будьте осторожны, за поворотом может оказаться чья-то сброшенная туфелька, а, засмотревшись на синюю птицу, можно споткнуться о камень, на котором высечена ваша судьба.
7. Марк Миллар, Дэйв Джонсон, Килиан Планкетт. Супермен. Красный сын. 10/10.
читать дальшеНе секрет, что я довольно прохладно отношусь к Кларку Кенту как к персонажу. Он слишком идеализирован, и это меня отталкивает: этакий человек-мечта. Однако я признаю, что стоит взглянуть под другим углом - и образ заиграет новыми красками.
Марк Миллар показал свое видение с максимально необычной стороны. В его интерпретации корабль с Криптона упал на территорию не США, а советской Украины, и Супермен сменил свой фирменный знак на серп и молот. И знаете что? Величайший герой Америки, выступивший за Союз, лично мне показался просто шикарной фишкой. Комикс настолько мне понравился, что никакие политические подтексты не вызвали негатива: да и зачем, если графическая новелла - это произведение искусства, а не агитка, да и действие происходит совсем в другой вселенной.
Думаю, стоит немного рассказать об основных героях, потому что изменение их судеб в советских реалиях весьма и весьма поразительно: многих персонажей сценарист вписал в сюжет без ущерба для их "каноничных" образов. Прежде всего, Супермен, первое лицо после Сталина, защитник всех людей, не только в Советском Союзе, но и по всей планете. В этой вселенной он остаётся таким же сильным, надёжным, стремящимся к добродетели и справедливости. Он уверен в своей правоте и, как это обычно бывает, хочет как лучше, а получается так, что у его методов появляются противники, главным из которых традиционно остаётся Лекс Лютор. И как же он хорош! (Конечно же, не потому, что рыжий). Персонаж прописан великолепно - именно как антагонист, а не как злодей. Он действительно умен и не оставляет попыток прекратить господство пришельца над страной, а то и над целым миром, совершенствуя собственный разум решением бесконечных головоломок. Конечно, не все даётся ему так легко, и читатель это чувствует: Супермен становится для Лекса всем, учёный ради борьбы с ним откладывает другие свои проекты, жертвует некогда счастливым браком с Лоис Лейн (да, той самой Лоис Лейн), создаёт монстров и подвергает опасности мирное население. Все для того, чтобы доказать: человечество может решить свою судьбу без вмешательства криптонца.
Другим заметным антагонистом можно назвать воплощение народного бунта, последнего защитника свободы в СССР, известного под именем Бэтменкофф. Человек-летучая мышь этого мира - также сирота, потерявший родителей во время облавы на противников сталинской власти. Мотивы его противостояния Супермену с его режимом тотального контроля очевидны и понятны, и эпизодическое участие культового героя в событиях истории подкупает и заставляет испытать целый перечень разнообразных эмоций.
Злодеем в этой истории, пожалуй, остаётся только Брэйниак, действующий исключительно в собственных интересах и в итоге сводящий борьбу Лютора и Супермена к признанию общих целей.
Также сюжет мельком коснулся Дианы из Фемискиры, корпуса Зелёных фонарей во главе с Хэлом Джорданом и многочисленных клонов Человека из стали. Приятно было увидеть в истории и Питта Росса с Ланой Лэнг, пусть и под другими именами.
Что касается композиции комикса, он представляет собой логически заверенный триптих, между частями которого проходит довольно большое количество времени, но информация при этом подаётся ровно, не заставляя читателя самостоятельно строить сюжетные связи. Повествование линейное - настоящая история становления с позиции того, кто пережил все события, оценивает собственное прошлое со стороны и не стыдится раскрыться и признаться в ошибках.
Первая часть сюжета, Рассвет Красного Сына, служит для изображения мира, в котором происходит действие комикса. Этот мир карикатурно полярный: с Советами по одну сторону баррикад, США - по другую. Холодная война и гонка вооружений ещё никогда не были такими напряжёнными, ведь Сталину удалось воспитать на своих идеалах совершенного солдата и гражданина. Таким мы впервые видим товарища Супермена, опуская подробности о его детстве. Его любит простой люд, ему завидует руководство НКВД, вождь народов жаждет видеть его своим преемником. Сам же герой хочет, чтобы люди по всему свету больше не страдали. Однако молодой и крайне амбициозный учёный Лекс Лютор пытается создать оружие, способное раздавить нынешнее преимущество СССР, но ещё более важно - он пытается понять психологию Супермена. В этой части мы отчётливо видим (и слышим слова самого героя об этом), насколько нелегко даётся пришельцу жизнь в человеческом обществе: он не может определить причин поведения собственных клонов, не говоря уже о мотивах людей, он игнорирует посвящённые ему мероприятия и страдает от чувства ответственности за всех и каждого. Весьма иронично, что при этом он не успевает спасти своего патрона Иосифа Виссарионовича, что неизбежно приводит нас к событиям, развернувшимся во второй арке.
Зенит Красного Сына - это мелкомасштабная гражданская война Бэтмена и Супермена. Несмотря на отсутствие интереса к политике, Человек из стали все же принимает пост руководителя партии и вынужден отныне контролировать все. Защищая людей, он ограничивает их свободу. После атаки Брейниака на Сталинград, который теперь можно уместить в аквариум, он ищет способ вернуть городу и его жителям прежний размер, но не находит решения и превращает свое правление в уже привычный Союзу тоталитаризм: лишь бы история не повторилась. Супермен опрометчиво считает, что способен создать идеальную утопию, и в этом ему мешают Штаты и Чили, единственные страны, не примкнувшие к Советам, Лютор, заручившийся поддержкой Брейниака и разменявший его, как мелкую монету, а также Бэтменкофф, внутренний враг, вносящий смуту в умы добропорядочных граждан. Доходит до того, что Супермен использует устройство подчинения разума непокорных, и это явный признак того, что Миллар показывает нам не героя, но благородного злодея, стремящегося к недостижимому всеми силами в надежде на лучший исход. Исходом же становится жертва Дианы, Бэтмена и Питта. Я не стану рассказывать, что случилось с каждым из героев, но это было впечатляюще.
Наконец, Закат Красного Сына повествует о том, что изменилось за прошедшие десятилетия. Процветающие Советы ожидали падения капиталистического строя, раздираемого гражданскими войнами, однако Лекс Лютор к тому моменту добился поста президента США, поставил экономику и промышленность на ноги и недвусмысленно намекнул Супермену, что Америка не станет плясать под его дудку. Заручившись мощной поддержкой, Лютор впервые осознал себя действительно способным победить Человека из стали, хотя на стороне последнего и был порабощенный интеллект Брейниака. В финальной схватке сошлись герой и злодей, пришелец и человек, Большой Брат и свободолюбие, и финал этого противостояния просто великолепен.
Миллар превосходно выразил мысль о том, что для того, чтобы быть героем, не обязательно переставать быть человеком - но чем-то человеческим все же приходится пожертвовать. В этой истории нет абсолютного добра: есть вынужденное зло и эгоистичное геройство, и это делает происходящее более реалистичным и волнующим. И отдельно хочется отметить концовку, превратившую линейное повествование в закольцованное.
Разумеется, комикс я советую к прочтению и буду рад с кем-нибудь обсудить. Он того стоит!
8. Бен Эйкер, Бен Блэкер, Данило Бейрут. Дэдпул против Гамбита. 7/10.
читать дальшеСерию отзывов о комиксах продолжает не такое давнее творение Marvel. Сразу скажу, что ничего особенного от него я не ждал, так как... Ну не ждал и все тут, просто купил книгу во время очередной депрессии, не являясь при этом большим поклонником ни Дэдпула, ни Гамбита. Впрочем, о прочтении я все равно не пожалел.
Эйкер и Блэкер не обманули моих ожиданий: я бы не назвал этот комикс чем-то неожиданным, выдающимся и глубоким, но вместе с тем он вышел не настолько тупым, как можно было опасаться. Полностью абсурдным, частично бредовым, местами несуразным - да, но не глупым, хотя грань между этими понятиями у каждого своя. Пожалуй, это как раз тот случай, когда имя Дэдпула в названии и отношение читателя к этому персонажу и его тараканам определяет, понравится ли ему история и ее подача.
Лично мне ближе нейтральная позиция, поэтому я начну с того, что кого-то может оттолкнуть (ну, мало ли): "Дэдпул против Гамбита" - совершенно несерьезное произведение из пяти частей, выстебывающее все комиксовые условности и клише, катком проходящееся по популярным персонажам, затрагивая в том числе киновселенную. Сценаристы конкретно развлекались, заставляя героев ломать четвертую стену, нести околесицу и влезать в невероятные приключения, попадая так нелепо, что кому-то это перестает казаться смешным. О раскрытии персонажей и речи нет. Перед нами чистой воды юмор (от самопародии до гейских шуточек), экшн с элементами трэша, безудержное веселье и, конечно же, харизма оторвыша Уэйда Уилсона и секси-французишки Реми ЛеБо. Для меня (любителя серьёзных тем и бесконечных отсылок) все это, как ни странно, проблемой не стало: куда больше раздосадовало отсутствие пояснений и примечаний. Все же я не особо разбираюсь в американской культуре, чтобы понимать все "чисто местные" приколы.
Как я уже сказал, подобного рода легкий проходнячок нравится не всем. Но если вы заинтересовались, я готов перечислить то, за что этот комикс можно полюбить (вероятно, плюсы и минусы даже будут перекликаться). Прежде всего, конечно же, шутки, хотя я назвал бы весь сюжет одной большой шуткой. Достаточно уже того, что в основе повествования лежит серия афер, в которые ввязались два супергероя с не самой чистой репутацией, и эти герои здесь, вопреки названию, не очень-то и против друг друга, хотя со взаимным доверием у них определенные проблемы (что логично). Они берутся похищать всякие дорогие побрякушки для весьма мутного типа, переодеваясь в костюмы других супергероев и устраивая потасовку, тем самым гротескно высмеивая мою "любимую" идею стычки двух положительных персонажей, которым нечего делить, но которые зачем-то решают подраться и разнести пол-квартала, прежде чем поздороваться и выяснить на словах, кто кому и чем обязан. Впрочем, высмеивается здесь практически все, от веганов до боевых искусств.
Не обходятся эти приключения и без бодрого экшена, динамичного и разудалого - никакого напряжения, никакого накала страстей. Просто старый-добрый праздник, который не обходится без мордобоя. Порой комикс тонет в своей дурашливости, и понимаешь: "Все, мозг можно расслаблять, никто не собирается нагружать его".
Забавно, но у комикса при этом есть неплохой линейный сюжет. Стареющий предприниматель нанимает Дэдпула и Гамбита для воплощения его корыстных планов, обманывает их и исчезает, чтобы появиться с новым заданием. Герои думают, что уж в этот раз старик их не облапошит, и берутся за похищение языка дракона, восточного артефакта, дающего своему обладателю необычайную силу и выносливость. Только дальше происходит то, чего предсказать никто не мог. Владелец языка оказывается не богатым толстопузом, а монахом К'ун-Луня, которому ничего не стоит пришлепнуть парочку незадачливых воришек, тем более что они теряют контроль над своими способностями. Виной тому действия Шифровщика, перекодировавшего их способности в отместку за одну из предыдущих афер. К слову, Шифровщик - единственный персонаж комикса, которому создатели не поленились дать немного драматического раскрытия, но под конец истории такое внезапное откровение несколько озадачивает, хоть и придает какой-никакой смысл происходящему.
Раскрывать один из главных "Вот-это-поворотов" я, конечно же, не буду, но это вполне в духе Марвел. Уж не знаю, действительно ли это твист или очередная подколка на тему того, что в любой непонятной ситуации - виновата Гидра (ну или скруллы, или Доктор Дум - зависит от того, где ищут виноватых). В любом случае вышло довольно неплохо.
Рисунок в комиксе довольно приятный, без перекачанных шей и громадных подбородков, вполне динамичный и подходящий происходящему как нельзя кстати. Так что эту книгу вполне можно полюбить, если ждать от нее не слишком многого.
Я не стану советовать этот комикс всем и каждому, так как не все в нем доступно и понятно для любого читателя, начиная от незначительных культурных особенностей и заканчивая отдельными специфическими шутками. Но и отговаривать от идеи оценить на досуге тоже не буду. Раскрыл ли я для себя какие-то грани, читая "Дэдпул против Гамбита"? Не думаю. Получил ли я заряд позитива от абсурдной короткой истории? Определенно! Это был забавный опыт, так что, дорогие, не бойтесь менять вектор. Порой непривычные вещи бывают полезны!
9. Артём Габрелянов, Владимир Беседин, Марина Привалова, Анна Сидорова. Майор Гром. Шанс. 8/10.
читать дальшеДавно собираюсь написать отзыв на этот комикс, однако даже не знаю, с чего начать, кроме как с однозначной рекомендации к прочтению. Есть вещи, с которыми просто надо ознакомиться - и все тут, тем более, что история совсем короткая, бодрая и энергичная, много времени не отнимет, зато подарит массу ярких эмоций.
Идея отчаявшегося человека, решившегося пуститься во все тяжкие и ограбить банк, не нова, но она срабатывает и как самостоятельное произведение, и - с куда большим успехом - как приквел к короткометражному фильму "Майор Гром". Собственно, сюжет комикса обрывается там, где начинается действие фильма (ну, разве что с разницей в пару часов максимум), так что необходимо смотреть видео, чтобы узнать, чем все закончилось. Казалось бы, а зачем читать завязку, когда развязка ясна?
Во-первых, раскрытие персонажей и мотивов, которые довольно сложно упихнуть в короткий метр. Не то чтобы с этим особенно заморочились в коротеньком комиксе, но грабители хотя бы перестали быть "злодеями, потому что злые". И что немаловажно, создатели учли их судьбу в экранной версии и не стали делать мучениками. По-настоящему сопереживание вызывает разве что Громила, которого просто припрягли за компанию, сыграв на желании жить по-человечески, а не бомжевать на старости лет, когда уже даже промоутером не возьмут. Водила - все тот же не раскрытый понторез. Псих - искатель легкой жизни, легких денег и не всегда легких наркотиков, он забавный, харизматичный, но при длительном взаимодействии просто невыносим. А вот Главарь, он же - основное действующее лицо, получился персонажем двояким, неоднозначным. С одной стороны, он боец, несправедливо обиженный жизнью. Занимаясь боксом, он может зарабатывать, только проигрывая фаворитам, но гордость не позволяет ему пойти на это, так что приходится жить на зарплату жены (или девушки) и убегать от реальности в миры компьютерных игр. Вот тут у кого-то может подгореть, но конкретно у меня горело чуть позже, когда жена (или девушка, но если девушка, то почему она не бросила этого севшего на шею паразита?) в принципе перестала упоминаться, а ограбление банка было запланировано не ради спасения финансового положения и семейного благополучия, а только ради наживы, веселья на райских островах с обнаженными телочками под боком. Мечта для идиота, однако. Нет, не в феминизме даже дело. Просто противно, когда кто-то считает (мало ли на что насмотревшись), что при наличии денег сразу же будут друзья и подстилки, готовые делать все, чего только не пожелаешь. В какой-то степени это правда, но это обесценивает образ человека в моих глазах как в принципе, так и в отношении объективизации. Не поймите неправильно, я люблю сексуальность в женских персонажах, в мужских персонажах, да хоть бы в ксеносах, но не люблю вульгарщину, а Главарь на эту тему выразился весьма вульгарно, так что нет, мне не жаль, что с ограблением у него не сложилось. Спасибо создателям за это впечатление, оно было необходимо для полной интеграции комикса и фильма.
Во-вторых, чудесная эмоциональная рисовка Марины Приваловой. Этой истории она подходит идеально, будучи одновременно детальной, ненавязчивой и информативной. В принципе рисовка комиксов весьма информативна, но здесь роль играет и количество страниц, на которых надо уместить всю историю, и рисунок дорассказал многое, особенно за Громилу. Фоны и задние планы вообще заслуживают отдельных оваций.
В-третьих, вписывающийся в ход истории юмор. Не слишком искрометный, но вполне подходящий общей атмосфере этакого голливудского блокбастера средней руки. Тут мне не понравились все те же шутки про "девок с жопами" (ну, для кого-то это ведь наверняка шутки) и про то, как герой в самый ответственный момент своих мечтаний наступает в кучу (ей-богу, в каком веке живем). Зато мне весьма зашли комичные эпизоды с Психом. Они действительно забавные (про один удар), каламбурные (про колеса), колоритные (маски с костюмами). Над некоторыми моментами реально от души посмеялся.
Наконец, это просто комикс, дополняющий отличную российскую короткометражку. В нем не все гладко, но это делает его живым, хотя все равно не особо реалистичным - действительно в духе боевиков. Но именно за бодрость, краткость и ненавязчивость я его и полюбил. А минусы и плюсы - они для каждого свои.
10. Кадзуо Исигуро. Безутешные. 8/10.
читать дальшеПовествование весьма удачно попало в настроение, если можно так выразиться, но полученное состояние я никому бы не пожелал пережить. Я в восторге от уровня этой книги, но как же я чертовски морально устал от неё! Охватить весь диапазон впечатлений - слов не хватит, но я попробую выделить некоторые значимые аспекты.
Начинается история вполне тривиально: талантливый пианист приезжает с концертом в провинциальный городок, жители которого жаждут расцвета культурной жизни и на словах готовы гостя на руках носить. На деле же книга представляет собой трагедию без трагедии, удивительную фантасмагорию, за которой скрывается глубокая связь с читателем, а не хитрые перипетии сюжета. Это - Кэролловская Алиса в калейдоскопе социальных отношений. Это - трюк, фокус, американские горки из диалогов и событий, не связанных между собой логически.
Какое-то время я читал, задаваясь все большим количеством вопросов, потом осознал, что ответов не получу, и это меня раздосадовало, но вскоре я привык к тому, что все не то, чем кажется, и начал получать настоящее волнительное удовольствие от эпизодов, где герой дает обещание - и тут же оказывается в совершенно иных обстоятельствах, при которых он чисто физически не смог бы сдержать своего слова; где герой встречает школьных друзей и семью в городке, где никого не знает, и это почему-то воспринимается как само собой разумеющееся; наконец, где герой едет в загородное кафе, выйдя из которого, можно оказаться на центральной площади.
"Безутешные" подчиняются замысловатой логике сна, затягивают в водоворот и не дают отдохнуть, особенно когда дело доходит до диалогов. Они невыносимы, от начала и до конца. Нет, они не глупые, не бездарные. Все куда интереснее - они бессмысленные. Собеседники будто не слышат друг друга и постоянно гнут свою линию, их беседы не приводят ни к чему существенному, а ведь речь идет не о дежурном разговоре с соседом, а об организации масштабного мероприятия, о звездах мировой величины, о семейных ценностях. И самое страшное то, что читатель действительно легко может поставить себя на место мистера Райдера. У меня получилось слишком просто. То ли это эффект потока сознания, то ли осознание реальности ситуаций при всей абсурдности их сочетания.
Внятно пересказать сюжет нереально. Слишком многие его элементы выглядят несуразно, не вписываются ровным счетом никуда, но создают книгу-эмоцию. Книгу-настроение.
Читать "Безутешных" легко. Стиль классически-красивый. Слова и описания на своих местах. Но с невероятной тяжестью дается понимание всех подводных течений текста. Монументальность трагизма человеческого общества в мелочах, в рутине, к которой все привыкли настолько, что равнодушие воспринимается как само собой разумеющееся. Все герои этой книги раздражают, включая главного героя. Всем им можно посочувствовать. Вот женщина, которая уже несколько десятилетий не говорит с отцом, потому что как-то так повелось. Вот юноша, мечтающий о музыке, - он играет недостаточно хорошо и не те произведения, которые хотят слышать его родители. Вот старик-пьяница, готовый встать на ноги, если жена вернется к нему, но при этом всячески отвращающий ее от себя. Из подобных героев и состоит общество провинциального городка. Элита любит порассуждать о высоком искусстве и отвергает все новое. Они привычны к определенным канонам, и талант для них стал чем-то закостенелым, шаблонным, не терпящим интерпретаций и нововведений. Горожанам плевать, кто будет играть для них музыку, писать книги, - они увлечены лишь светским статусом. Они не хотят ничего менять, но жалуются на застой. Этот безымянный город ужасен лишь потому, что каждый видит в нем массу проблем: и социальных, и культурных, и личных, - но никто и пальцем пошевелить не хочет, чтобы исправить это. Все заранее уверены в собственной неудаче. И только заезжий музыкант с мировым именем может положить этому конец. Или не может?
Наиболее горько за Райдера, ключевую фигуру повествования, в те моменты, когда он еще не осознает, какое общество его поглотило. Он не спит, не ест - все ради того, чтобы успеть выполнить все капризы провинциальной публики. Он летит со встречи на встречу, одновременно во всей мешанине пытаясь наладить отношения с женой и сыном, уделить внимание старым знакомым, дать интервью, выполнить долг перед общественностью и организаторами концерта. Бесконечная смена персонажей и мест действия заставляет почувствовать то, что почти наверняка чувствует каждый человек с подобным грузом за плечами. Усталость. Бесконечную усталость от круговерти. От мешанины действий, условий, обещаний. Героя буквально разрывают на части, а сам он выплескивает досаду только на самых близких - так получается. И близкие отвечают тем же, поглощенные собственными невзгодами и комплексами.
Настроения противоречат сами себе: Райдера уверяют, что ему будет предоставлено все самое лучшее, но он лишь вертится, как белка в колесе, а ему не дают возможности ни передохнуть, ни отрепетировать. К середине книги я уже ненавидел героя за его неумение отказать кому-то в угоду здравому смыслу. Не в угоду своим желаниям даже - а банальной логике. За его озлобленную учтивость. За то, что позволяет себя использовать снова и снова, безропотно, но истощая собственный ресурс до минимума.
Ради чего? Ради того, чтобы его не узнавали на светских вечерах, пока кому-то не придет в голову сделать его гвоздем программы. Ради того, чтобы его игнорировали, обсуждая его же творчество, сидя в соседнем кресле. Ради того, что таких Райдеров, Штефанов, Борисов по всему миру огромное количество.
Каждому из них, включая и того, что сидит внутри меня, хочется прокричать в самое ухо: "Откажись, перенеси встречу, подумай о здоровье. Это что, так сложно? Почему ты должен выслушивать жалобы и жизненные истории тех, кто ни во что тебя не ставит и не станет слушать в ответ? Почему тебе должно быть дело до чужих проблем, а тебя тупо используют?"
Дело отнюдь не в том, что главный герой - абсолютно положительный персонаж. Нет, он вполне обычный, со своими заморочками, периодически кого-то разочаровывающий, а для кого-то делающий несоизмеримо большее, чем сам ожидал. Только вот для города в целом его приезд не изменил ничего. Общество продолжает жить своей жизнью, а те, кому удалось вырваться, могут рассчитывать на гораздо большее.
Учитывая многослойность этой книги, я почти уверен, что кто-то найдет в ней нечто отличное от того, что описано здесь. Возможно, даже сумеет структурировать сюжет. Для меня это в первую очередь поток мыслей и чувств, тризна по свободе воли в рамках замкнутого социума, горькая изнанка таланта и ответственности в шуршащей обертке романтизма и напыщенной элегантности. Книга не для всех: как в плане фантасмагоричности, так и в отношении морального давления и ощущения физической вымотанности при прочтении. Но опыт незабываемый, так что если предоставится возможность - попробуйте хотя бы начать.
@темы: книги, BUBBLE, Ностальгия, Мелкие радости, прочитанное, Риан-критикан, прочитанное за год, Литература
и что-нибудь от Келли Линк, у неё потрясные сборники в принципе.